- Для чего нужно развивать креативное мышление
- Эстанислао Бахрах. «Гибкий ум»
- Упражнения
- Ассоциации
- Парадоксальные связи
- Инструкции
- Ограниченный рассказ
- Новый язык
- Биография
- Генератор идей
- За и против
- Сочинения
- Сценарист
- Сказочные твари
- Буквенный бенефис
- Дорисовка
- Словарик
- Множественные решения
- Аббревиатуры
- Задом наперед
- Нелогичное чтение
- Крылатые выражения
- Что на картинке
- Вырезанный фрагмент
- Обратная перемотка
- Счастливая случайность
- Перестановка
- Вечные вопросы
- Двойной взгляд
- Рисование обеими руками
- Абстрактные картины
- Расфокусировка
- Странное искусство
- Знакомство с проблемой
- Топ-10 упражнений и методик для развития творческого мышления
- Упражнение №1. Задаем правильные вопросы
- Упражнение №2. Создаем ментальную карту
- Упражнение №3. Ищем ассоциации
- Упражнение №4. Генерируем максимальное количество идей
- Упражнение №5. Ставим перед собой творческую задачу
- Упражнение №6. Настраиваем себя на позитив!
- Упражнение №7. Учимся пользоваться второй рукой
- Упражнение №8. Ищем новое применение старым вещам
- Упражнение №9. Учимся расслабляться правильно!
- Упражнение №10. Возвращаемся в детство
- Тест на творческие способности
- «Креативное мышление и генерация идей» — Нетология
- Предварительная подготовка
- 4. Начните пользоваться второй рукой
Для чего нужно развивать креативное мышление
Мышление взрослого полно шаблонов и стереотипов. Они значительно облегчают жизнь, когда вы должны действовать в соответствии с уже знакомым вам образцом. Реакции и действия обрабатываются для автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше времени и энергии.
Рабочий день обычного человека состоит из семейных действий и манипуляций. Приходим в офис, садимся в родное кресло, проверяем почту, выполняем ряд рутинных задач. И так день за днем. Для всех этих действий в нашем мозгу формируются сильные нейронные сети.
Но жизнь не всегда идет по ожидаемому сценарию. Когда возникает ситуация, не укладывающаяся в привычный шаблон и требующая качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Уйти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как выйти из глубокой колеи на проселочной дороге.
Человек, который способен быстро перестраиваться и адаптироваться к меняющимся условиям, во много раз эффективнее. Поэтому необходимо развивать творческое мышление. Это делает ум более гибким, гибким, изменчивым. И позволяет успешно решать не только привычные, но и качественно новые рутинные задачи.
Развитое творческое мышление — неотъемлемая характеристика человека, деятельность которого в той или иной форме связана с творчеством. И это не только художники, писатели и музыканты. В эту категорию попадают многие современные и модные профессии: маркетологи, PR-менеджеры, дизайнеры, копирайтеры, контент-менеджеры и другие. Мир меняется, и это требует от человека способности быстро адаптироваться к этим изменениям.
Эстанислао Бахрах. «Гибкий ум»
Человеческий мозг — совершенно необычный орган, работа которого до сих пор остается для нас загадкой. Недавно было показано, что мозг способен восстанавливаться и учиться до смерти. От чего зависит развитие творческого мышления? Как заставить мозг думать иначе? Автор «Гибкого разума» отвечает на эти и десятки других забавных вопросов, одновременно развенчивая все мифы и предрассудки о работе мозга.
Анализируя творчество с точки зрения науки, Бахрах не только показывает, что развитие творческих способностей реально в любом возрасте, но и показывает кратчайший и эффективный путь к нестандартному и эффективному мышлению.
Забронировать в МИФ
Бахрах в своей книге «Гибкий разум» говорит о развитии творческого мышления с научной точки зрения:
«До недавнего времени ученые считали невозможным развитие творческих способностей у взрослых и невозможность восстановления нейронов и синапсов, которые долгое время не использовались. Хорошая новость в том, что эта гипотеза была научно опровергнута».
Упражнения
Развивать творческое мышление легко и весело. Главное препятствие, с которым вы столкнетесь, — это ваш внутренний критик. Некоторые упражнения покажутся вам глупыми, бессмысленными, глупыми. Не стесняйтесь отбросить все эти мысли. Позвольте себе хотя бы на тренировках быть легкомысленным и от души пошутить.
Представленные задания подходят взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов. Поэтому вопрос, все ли я делаю, не должен вас беспокоить.
Я сопроводил некоторые упражнения комментариями и поделился своими вариантами. Я призываю вас тоже поделиться. Внизу статьи есть поле для комментариев. Здесь вы можете разместить результаты своей творческой деятельности.
Ассоциации
Возьмите книгу, откройте ее на случайной странице и, не глядя, ткните пальцем в любое слово. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь уйти от них как можно дальше. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. Ладно.
Я наткнулся на слово «записная книжка». Моя ассоциативная группа с ним выглядит так: слова, листы, бумага, строчки, бланк, дневник, эссе, числа, математика, четыре, шорох, пятно, крошки, карман, рана.
Парадоксальные связи
Выберите два слова, которые никак не связаны. Вы можете использовать книгу снова. Теперь попробуйте найти предложение, в котором оба слова будут употребляться логически.
Я наткнулся на слова «обезьяна» и «победа». Вот что я с ними сделал: «Я весь вечер пытался обыграть шахматную обезьяну, но не смог”.
Инструкции
Возьмите предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его использования. Чем они необычнее и интереснее, тем лучше.
У меня есть зубная щетка. Она может:
- чистить зубы;
- чистая обувь;
- рисование;
- расчесать волосы;
- нанести маску для лица;
- расчесать кошачью шерсть;
- почесывая спину и так далее
Когда у вас будет готов список, найдите инструкции для одного из вариантов использования. Это могло бы выглядеть так.
Возьмите зубную щетку, возьмите ее в правую руку и плотно оберните всеми пятью пальцами. Заведите руку за спину и начните делать движения вверх и вниз по спине там, где чувствуете зуд. Продолжайте, пока зуд не исчезнет. При необходимости возьмите больше сетов.
Ограниченный рассказ
Суть упражнения в том, что вам нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов. Вы установили эту сумму заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Попробуйте разные варианты.
От указанной суммы невозможно отклониться даже на одно слово! Рассказ должен быть последовательным и логичным. Он должен содержать все необходимые элементы рассказа: начало, кульминацию и эпилог.
Новый язык
В детстве я любил придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка для творчества. Попробуйте создать свой собственный язык. Начните с написания алфавита, затем переходите к словам и фразам.
Джон Толкин, автор трилогии «Властелин колец», увлекся этим упражнением. В результате он создал эльфийский язык, на котором до сих пор говорят поклонники его творчества.
Биография
В следующий раз, когда вы окажетесь в многолюдном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в Интернете выберите «жертву» и попробуйте заполнить его биографию. Кто этот человек, кто работает, чем занимается, какие скелеты хранит в шкафу.
Генератор идей
Ваша задача — придумать как можно больше идей о том, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш босс великодушен и дает вам полный год отдыха. Что ты собираешься делать все это время?
За и против
Возьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и начните своего рода дискуссию. Во-первых, отметьте все плюсы. Затем возьмите другую сторону и представьте аргументы против нее.
Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: «Голубые киты умеют летать». Следовательно, аргументы могут показаться глупыми, маловероятными, детскими. Игнорируйте эти мысли. Одна из основных целей развития творческих способностей — победить внутреннего критика. Именно он накладывает серьезные ограничения на наш образ мышления.
Сочинения
Снова мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не торопитесь кидать мне тапочки за такой совет! Не буду заставлять вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Для сочинения можно взять любую тему. Главное, чтобы вы были достаточно умны и рассудительны.
Вот список готовых тем на случай, если ваша фантазия не удастся:
- Потому что холодная сторона подушки красивее, чем теплая.
- Что означает выражение «Назвали груз, садись на спину”.
- Моральная подоплека песни Ольги Бузовой «Несколько половинок”.
- Почему болгарин — житель Болгарии и почему болгарин — инструмент.
Сценарист
Начните смотреть фильм, которого вы никогда раньше не видели. Когда дойдете до середины, поставьте запись на паузу и попытайтесь предугадать развитие сюжета. Подумайте, что будет с ключевыми персонажами, чем закончится история. Лучше всего сделать это письменно, а затем сравнить с оригиналом.
Сказочные твари
Что будет, если прикрепить крылышки к ёжику? Носорог, чтобы вырастить хобот? Подумайте о каких-то странных несуществующих животных и подумайте, как бы они жили в дикой природе. Для дополнительного эффекта вы можете нарисовать их на бумаге или создать в графическом редакторе. Это будет отличная тренировка для творческого мышления.
Буквенный бенефис
Ваша задача найти предложение, все слова в котором они будут начинаться с буквы. Чем дольше у вас будет время, тем лучше. Постарайтесь придать ему смысл, но не критикуйте его слишком сильно.
Получил следующее: «В Воронеже ворковала веселая ворона, несмотря ни на что вертелась волчком”.
Дорисовка
Это командное упражнение. Вы можете сделать это с друзьями. Человек должен нарисовать какую-нибудь деталь на листе бумаги: линию, обводку, фигуру, каракули. Следующий продолжает рисовать что-то свое на том же листе, после чего рисует другой. И т.д.
Словарик
Одно из моих любимых упражнений. Вы должны придумывать новые слова на основе существующих. И сделайте это так, чтобы вы могли понять их значение. Вот некоторые примеры:
- Самовосхваление — это человек, который хвалит себя.
- Late Market — магазин, открытый ночью.
- Пчелка — кошка с черными и желтыми полосами.
- Обежаба — всегда обиженная жаба.
- Трамвай — Вася, любящий трамвай.
Множественные решения
Это упражнение не только развивает творческое мышление, но и помогает найти лучший выход из сложных ситуаций. В следующий раз, когда вы столкнетесь с реальной проблемой, проведите мозговой штурм. Сядьте и введите как можно больше решений.
Записывайте даже самые нелепые и безумные идеи. Может быть, один из них сможет обойти скалу, с которой вы боролись больше суток.
Я недавно прочитал в Интернете анекдот. Мальчику не удалось уговорить своего соседа по комнате навести порядок. Потом он зарегистрировался на сайте знакомств от имени девушки и встретил там этого болвана. Виртуальный роман стремительно развивался, и вскоре сосед пригласил в гости нового знакомого. Получив согласие, он приступил к уборке. Вскоре комната засияла чистотой. Вот такой вот нестандартный и креативный способ решения проблемы.
Аббревиатуры
Напишите несколько коротких слов по 3-5 букв в каждом. Затем для каждого слова создайте транскрипцию, как если бы это была аббревиатура.
Например:
- РОТ — Рыбный омлет с тмином;
- ГОРЫ — Грустный омбудсмен, который работает автомехаником;
- НИК — колбаса научно-исследовательская;
- LEV — Лучшая европейская валюта.
Чем веселее, удивительнее и парадоксальнее будут сокращения, тем лучше.
Задом наперед
Идя по улице, читайте слова на вывесках и рекламных плакатах в обратном порядке. Например, не магазин, а «низагам», не остановка, а «аквонацо». Когда вы привыкнете к словам, вы сможете решать фразы и предложения.
Нелогичное чтение
Попробуйте читать художественную литературу необычным способом. Начинайте не с начала, а с центра. Все, что будет непонятно, думайте сами по пути истории.
Крылатые выражения
Русский язык полон фраз, поговорок, красочных эпитетов, идиом. Некоторые из них у всех на слуху, и не все филологи знают о существовании некоторых. Предлагаю провести мозговой штурм и попытаться найти объяснение уже малоизвестным русским высказываниям. А потом погуглите истинный смысл и оцените работу своего воображения.
Итак, начнем:
- Береза белая, деготь черный.
- Сын — не сын, два сына — полсын, три сына — сын.
- Король благоволит, а охотник — нет.
- это дело Бога, а не короля.
Что на картинке
Наберите в поисковой строке фразу «непонятные фото» и наслаждайтесь плодами человеческого безумия. Выберите пару самых странных изображений и попытайтесь объяснить, что на них происходит. Желательно, чтобы объяснение было таким же безумным, как и сама картинка.
Мне это фото очень понравилось, можете с него начать.
Вырезанный фрагмент
Это упражнение поможет разбудить мозг и отучить его мыслить шаблонами. Найдите в Интернете репродукцию известной картины, распечатайте ее и вырежьте ножницами изображение ключевого персонажа. Да, даже сама Мона Лиза.
Подумайте об обстановке, в которой могла бы органично вписаться муза Леонардо да Винчи. Вы можете, например, представить ее сидящей в парикмахерском кресле. Или представьте себя в роли психотерапевта, выслушивающего жалобы клиента. Есть так много вариантов. Более одаренные могут попробовать нарисовать эту настройку на листе бумаги и разместить вырезанный персонаж в центре.
Обратная перемотка
Научитесь думать в обратном направлении, а именно: выстраивайте логическую цепочку не от начала до конца, а от конца до начала. Если вы умеете играть в шахматы, вы можете применить этот свой навык. Расставьте фигуры на доске в произвольном порядке и попытайтесь представить, какие ходы могут привести к такому расположению.
Счастливая случайность
Когда у вас есть проблема, используйте это слово. Возьмите любую книгу, найдите первое слово, которое найдете, и попытайтесь найти в нем ключ к разгадке.
Не факт, что вы добьетесь успеха, но это не так важно. Основная цель упражнения — увести ваши мысли с шаблонных траекторий в сторону творческого мышления.
Более 100 отличных уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Приступайте к работе
Перестановка
Для этого упражнения нам понадобится пара заголовков новостей. Вы можете найти их в газетах или на новостных порталах в Интернете. Когда вы найдете подходящий вариант, поменяйте местами имена в нем. Например, это было: «Голикова сообщила об увеличении смертности в России», а теперь: «Смертность сообщила об увеличении смертности Голиковой в России». Или это было: «Ученые изобрели лекарство от коронавируса», но это было: «Коронавирус изобрел лекарство для ученых”.
Получившаяся версия покажется вам чушью. Ваша миссия — максимально наполнить его смыслом. Например, коронавирус мутировал в разумную активность и придумал, как истребить ученых, которые с ним борются (тьфу-тьфу, постучу по дереву).
Вечные вопросы
Вспомните себя ребенком. С помощью бесконечных вопросов, адресованных взрослым, вы попытались добраться до самой сути вещей и процессов.
— Почему качается дерево?
— Потому что дует ветер.
— Почему дует ветер?
— Потому что температура меняется.
— Почему меняется температура?
— Оставьте меня в покое, я устал от своих вопросов!
Сегодня ты взрослый, а значит, вопросы можно задавать самому себе. Когда в вашей голове возникает вопрос, не ограничивайтесь им. Постройте цепочку дальше. После 3–4 вопросов понимаешь, как мало на самом деле знаешь. Отличный повод начать расширять кругозор.
Двойной взгляд
Наверняка вам встречались изображения, на которых можно увидеть два разных изображения, меняющих фокус внимания. Ваша задача нарисовать похожую картинку. Отговорки «не умею рисовать» не принимаются. Получите что-нибудь простое, хотя бы вазу и два лица. В процессе рисования вы задействуете правое полушарие мозга. Как известно, отвечает за творчество.
Рисование обеими руками
Еще одно упражнение на развитие правого полушария и улучшение передачи межполушарных импульсов. Возьмите ручку или карандаш в каждую руку. Начните рисовать круг одной рукой и треугольник другой. Это нужно делать одновременно.
Сначала вы не сможете правильно нарисовать ни одну из фигур. Практикуйтесь, пока не научитесь выполнять независимые движения обеими руками.
Абстрактные картины
Вы когда-нибудь проходили тест Роршаха? Испытуемые должны смотреть на абстрактные чернильные кляксы и выбирать их внешний вид. Мы с тобой сделаем нечто подобное.
Возьмите лист бумаги и раскрасьте. Хорошо смочив кисть, оставьте на тесте вкусные разводы. Вы можете использовать несколько цветов. Затем сложите лист пополам, чтобы точки распечатывались симметрично на обеих сторонах листа. У вас должно получиться что-то вроде этого.
Советую делать несколько копий одновременно. А потом садитесь за расшифровку.
Посмотрите на каждую картинку по очереди. Что ты о них думаешь? Попробуйте найти несколько вариантов одновременно. Чем они сложнее, тем лучше. Например, не бабочка, а два медведя карабкаются на пальму с зонтиками в зубах.
Расфокусировка
Креативное мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен находиться в легком, полу расслабленном состоянии, чтобы думать по-новому. Теперь узнаем, как создать такое состояние.
Начните воспринимать сигналы от всех органов чувств одновременно. Слушайте звуки за окном, вдыхайте запах кухни, осмотритесь, почувствуйте прикосновение теплого одеяла у своих ног. В это время мозг перейдет в нечеткое состояние и как бы замерзнет. Постарайтесь поддерживать это состояние хотя бы несколько минут. Увеличивайте время каждый раз.
Странное искусство
Это упражнение поможет вам не только развить творческое мышление, но и познакомиться с шедеврами живописи мира. История знает многих художников, которые создавали картины, далекие от художественного реализма. Самый популярный — Сальвадор Дали. Помимо него есть Рене Магритт, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Жоан Миро и многие другие.
Ознакомьтесь с работой одного из них. Внимательно изучите изображения, поищите объяснение увиденному, задумайтесь над тем смыслом, который хотел передать автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи с разных сторон.
Мне больше всего нравится голландский художник конца 15 века Иероним Босх. В его картинах много деталей, символов, зашифрованных сообщений. Вы можете смотреть их часами.
Знакомство с проблемой
В следующий раз, когда вы столкнетесь с проблемой, постарайтесь лучше ее понять. Задайте себе следующие вопросы:
- На что была бы похожа проблема, если бы ее можно было есть?
- Если бы это было живое существо, что за? Обоснуйте свой ответ.
- Если бы проблема могла рассказать вам, что бы она вам сказала?
- Есть ли у проблемы братья и сестры? Каково ваше видение жизни? Чем ты занимаешься в свободное время?
Топ-10 упражнений и методик для развития творческого мышления
Раскрытие творческих способностей, как и раскрытие любых других положительных навыков, требует усилий и регулярной практики. Прочитав несколько популярных книг на определенную тему или сделав одно упражнение в месяц, вряд ли вы разовьете свое творческое мышление и превратитесь в оригинального, находчивого и успешного человека.
Только регулярные упражнения помогут не только тренировать, но и развить этот полезный тип мышления. Выделите 10-20 минут в день на упражнения, и через некоторое время вы будете удивлены, увидев, что ваше мировоззрение с каждым днем становится шире!
Упражнение №1. Задаем правильные вопросы
Как долго вы подвергаете сомнению те аксиомы и неоспоримые истины о существовании, к которым люди привыкли с раннего детства? Если ответ на этот вопрос положительный, то пора проявить любопытство и исправить эту досадную ошибку! Правильные вопросы не только повысят уровень вашего творческого мышления, но и научат объективно оценивать окружающую действительность.
Регулярно задаваемые самому себе вопросы категории «Что будет, если…?» Позволят вам изучить существующие возможности, узнать, что может произойти, если вы предпримете определенные действия и так далее
Вопросы типа «Почему?» это поможет добраться до истоков, понять истинные причины и проследить связи между событиями, явлениями и объектами. Вопросы из раздела «Почему бы и нет?» все те ограничения, запреты и аспекты, которые мешают вам избавиться от негативных стереотипов и начать мыслить позитивно, откроются перед вами.
Упражнение №2. Создаем ментальную карту
Создание интеллект-карты способствует развитию творческого мышления. И это неудивительно, ведь с помощью металлической карты можно не только визуально визуализировать довольно большой объем важной информации, но и наконец увидеть какие-то новые перспективы или отношения. После того, как вы отсортировали ключевые концепции по группам, вы можете легко структурировать имеющиеся у вас данные, увидеть существующее изображение со стороны и найти любые новые ассоциации.
Для создания интеллект-карты вам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши, маркеры и / или ручки. Положите лист бумаги горизонтально. В центре листа должна быть отображена рассматриваемая проблема или действие в виде символа, слова или изображения.
На этом центральном изображении нарисуйте несколько исходящих линий. В каждой строке перечислите основные категории или идеи, затем добавьте ассоциации, ключевые слова или концепции в каждую строку. Старайтесь писать кратко и лаконично, чтобы исключить все лишнее и лишнее. В идеале в строке не должно быть более одного или двух ключевых слов.
Внимательно и приятно посмотрите на изображение, которое у вас получится. Так вы сможете увидеть те новые отношения, которые ранее были для вас недоступны и непонятны. Анализируйте полученную интеллект-карту, пока вам не придут новые идеи. И не бойтесь экспериментировать — удалите те элементы, которые не вписываются в общий образ, соедините разные участки стрелками, добавьте линии и так далее
Упражнение №3. Ищем ассоциации
Поиск ассоциаций — один из самых простых и эффективных способов развития творческого мышления. Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите на листе бумаги несколько (4–6) случайно выбранных слов, а затем найдите критерий, по которому одно из найденных вами слов будет лишним.
Пример. Вы написали эти слова на листе бумаги: просыпайтесь, аббатство, сказочное, персик, орбита, абажур. Критерий: во всех словах, кроме слова «персик», присутствует буква «б».
Для более продвинутых в этом плане людей предлагаем несколько более сложных вариантов.
• Усложненного варианта ассоциации нет. 1.
Возьмите лист бумаги и напишите список из 5-7 слов. Возьмите первое или третье слово и попытайтесь найти хотя бы одну связь между ним и остальными словами в списке.
• Усложненного варианта ассоциации нет. 2.
Возьмите лист бумаги и напишите на нем 6-8 слов. Найдите определенный знак и разделите эти слова на 2–3 группы.
• Усложненного варианта ассоциации нет. 3.
Возьмите лист бумаги и напишите на нем 3-5 случайно выбранных слов. Попробуйте составить из этих слов название нашумевшей статьи.
• Усложненного варианта ассоциации нет. 4.
Возьмите лист бумаги и напишите на нем 2-4 слова. Используйте эти слова, чтобы создать место преступления. Попробуйте найти еще 2-4 слова, благодаря которым это преступление можно раскрыть.
Упражнение №4. Генерируем максимальное количество идей
Часто бывает, что человек, имея хорошую идею, так цепляется за нее, что уже не видит смысла рассматривать другие варианты. Такой подход является преградой для творческого мышления, из-за чего человек отказывается искать еще более подходящие варианты решения проблемы.
Чтобы избавиться от этого барьера, у вас сначала должно быть как можно больше идей. В процессе генерации идей нет необходимости анализировать или оценивать варианты, которые приходят вам в голову.
Установите приблизительное время для генерации идей и подумайте о том, сколько пунктов вы собираетесь добавить в свой список, затем отключите на время своего внутреннего критика и создайте наиболее полный список всех возможных вариантов. Это упражнение подходит как для конкретных, так и для абстрактных задач.
Пример. Постарайтесь придумать как минимум 40 способов использовать пустую банку с едой за 25 минут. Первые 10-15 вариантов будут шаблонными и привычными, остальные же помогут найти что-то нестандартное и аутентичное.
Возможности человеческого мозга безграничны, поэтому никогда не сдавайтесь, если вы вдруг почувствуете, что альтернативы больше нет!
Упражнение №5. Ставим перед собой творческую задачу
Творческие задания положительно влияют на развитие творческого мышления. Для начала достаточно правильно сформулировать творческую задачу, определить временные рамки и приступить к ее реализации.
Для более продвинутых в этом смысле мы предлагаем усложненный вариант: нужно объяснить суть своей творческой задачи предложением из 6-8 слов. Конкретные, лаконичные и понятные формулировки помогут вам найти решение намного быстрее.
✎ Примеры: «Освоить правильное питание в течение семи месяцев», «Сделайте что-нибудь необычное для меня и моего окружения», «Запишитесь на курсы и отлично сдайте экзамен», «Наслаждайтесь чистым морским воздухом этим летом» и т.д.
Упражнение №6. Настраиваем себя на позитив!
Без особой психологической установки развить творческое мышление практически невозможно. Если человек думает, что он полный ноль и абсолютный неудачник, он вряд ли сможет мыслить творчески и придумывать новые идеи.
Творчество есть у каждого, но многие люди, подпадая под негативное влияние страхов, сомнений и деструктивного отношения, подавляют его. Чтобы избавиться от этих преград, нужно разобраться в себе и определить те факторы, которые конкретно вам мешают. Кто-то боится выглядеть смешным и глупым в глазах окружающих, кто-то боится критики, а кто-то настолько неуверен в себе, что не может сказать ни слова в компании незнакомых друзей.
Чаще всего источником таких деструктивных мыслей являются детские и подростковые убеждения. Именно благодаря им люди начинают смотреть на любое событие только через призму негатива и пессимизма.
Чтобы подготовиться к позитивной работе, вам нужно сосредоточивать свое внимание только на хорошем времени каждый день в течение 10-20 минут и помнить только о своих успехах.
Это упражнение также поможет вам настроиться. Возьмите лист бумаги и ручку. Разделите бумагу на две равные половины. В левом столбце подробно опишите все те страхи и сомнения, которые мешают вам стать счастливым и успешным человеком. В правом столбце опишите подробный план, который поможет вам избавиться от этих страхов и сомнений. Если вы будете выполнять это упражнение регулярно, вы не только сможете развить творческое мышление, но и со временем научитесь заменять свои негативные мысли правильным и позитивным отношением.
Упражнение №7. Учимся пользоваться второй рукой
У большинства людей правая рука является основной, поэтому они гораздо чаще используют ее. Ведущая рука, по сравнению с ведущей рукой, выполняет почти все движения быстрее, активнее и точнее.
Левое полушарие мозга, которое контролирует правую руку, отвечает за аналитическое мышление. Правое полушарие мозга контролирует левую руку и отвечает за эмоциональный интеллект, сложные изображения и воображение.
Чтобы улучшить работу правового полушария и повысить уровень развития творческого мышления, необходимо систематически выполнять повседневные и давно привычные действия не правой, а левой рукой. Если вы левша, вам нужно как можно чаще использовать правую руку. Таким образом можно разбудить свой мозг и активировать его работу.
Чтобы научиться использовать руку, которая не является вашим проводником, мы предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Возьмите чистый лист бумаги и несколько цветных карандашей. Нарисуйте пейзаж или любой другой рисунок из несуществующих элементов. Расслабьтесь 5-7 минут, затем попробуйте воссоздать уже нарисованное изображение, но только другой рукой.
Зеркальное отображение — еще одно упражнение, которое поможет вам пробудить творческий потенциал и синхронизировать левое и правое полушария мозга. Вам понадобится чистый лист бумаги и два карандаша. Возьмите один карандаш в правую руку, а другой — в левую. Теперь попробуем нарисовать бабочку. Руки можно двигать поочередно или одновременно.
Если пока у вас не получается изобразить красивую бабочку, начните с решения более простой задачи: возьмите заранее подготовленные симметричные иллюстрации и просто обведите их по пунктирным линиям.
Упражнение №8. Ищем новое применение старым вещам
Давние и уже знакомые стереотипы и закономерности существенно влияют на повседневную жизнь многих людей. Чтобы это заметить, нужно просто начать творчески подходить к решению не только рабочих, но и повседневных дел.
Чтобы развить творческое мышление и разнообразить свою повседневную жизнь, вы должны научиться привносить хотя бы немного творчества в любой бизнес, потому что малейшие изменения могут подтолкнуть вас к новой идее. Что для этого нужно сделать?
Начни использовать старые вещи по-новому: сшить модную рубашку с модным платьем и шорты с джинсами, приготовить собственный натуральный скраб, смешав кофейную гущу с медом, вырезать рукав от старой кофточки, обернуть литровую банку и использовать такую аутентичная вещица в виде цветочных горшков и тд
Развивать творческое мышление можно не только в одиночку, но и в компании друзей. Включите любимые фильмы, распределите персонажей между собой и, выключив звук, начните их дублировать.
Упражнение №9. Учимся расслабляться правильно!
Научно доказано, что творческое мышление лучше всего работает, когда человек спокоен или расслаблен. Дело в том, что в таком состоянии в мозгу человека начинают активно генерироваться альфа-волны, которые являются проводниками творческого потенциала.
Чтобы повысить уровень развития творческого мышления, вам нужно найти те занятия, благодаря которым ваш мозг может расслабиться, и какое-то время он не будет сосредотачиваться на чем-то конкретном и конкретном. Психолог Полетт Кауфман рекомендует стимулировать творчество регулярным купанием. Когда физическое тело находится в состоянии полного покоя, мозг начинает активно производить альфа-волны, которые развивают творческое мышление.
Выделяйте хотя бы 15-25 минут отдыха и релаксации каждый день. Медитация также помогает расслабиться. Регулярно практикуя те или иные техники медитации, можно не только повысить уровень своего творческого потенциала, но и привести в порядок свои мысли и чувства, избавиться от растраченной энергии и обрести душевный покой.
Упражнение №10. Возвращаемся в детство
Именно в детстве человек проявляет высшую степень творческих способностей и при этом не боится выглядеть смешно или нелепо в глазах других детей или взрослых. Но постепенно эта бесценная способность утрачивается по мере того, как дети вырастают и учатся следовать определенным установленным образцам поведения и системам взглядов на некоторые важные аспекты жизни. Поэтому в процессе поиска ответов на нестандартные решения и поиска альтернативных решений иногда очень полезно думать так, как думают дети.
Чтобы вернуться в детство и начать думать как ребенок, вы должны не только забыть о преимуществах и наградах, но и вспомнить те приятные и незабываемые ощущения, которые возникают от простого участия в самом игровом процессе.
Делайте каждый день что-нибудь не только полезное и нужное, но и доставляющее удовольствие. Подумайте, что именно вам нравилось в детстве. Если вам понравилось шить одежду для кукол, то есть смысл записаться на курсы и получить сертификат стилиста. Если вам понравилось готовить песочные коржи, то почему бы не начать готовить новые и, судя по отзывам, очень вкусные блюда прямо сейчас? Если вы периодически делаете то, что любили делать в детстве, уровень вашего творчества со временем резко возрастет!
Тест на творческие способности
Этот тест создан как интерпретация методики диагностики личностного творчества, разработанной Еленой Евгеньевной Туник, кандидатом психологических наук, и позволяет определить четыре характеристики творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.
Для правильной трактовки ответов необходимо во время теста придерживаться нескольких правил:
- Среди предложенных коротких фраз вы обязательно найдете те, которые подходят вам больше, чем другие. Для них выберите ответ «Да». Некоторые предложения подходят только частично, ответьте «Может быть». Остальные утверждения вообще не сработают; для них ответ — «Нет». Для тех утверждений, которые вы не можете принять самостоятельно, дается последний вариант: «Не знаю».
- Здесь нет правильных или неправильных ответов. Обратите внимание на первое, что приходит вам в голову, когда вы читаете предложение. Эта задача не ограничена по времени, но выполняется максимально быстро. Помните, что, отвечая на каждое предложение, вы должны радоваться тому, что чувствуете на самом деле. Выберите только один ответ на каждый вопрос.
- Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ожидать, что он объективно проверит ваши навыки. В большей степени он отражает ваше представление о вашем творчестве. Помните, что креативность — это не врожденная черта, а качество, которое можно развивать.
- Данные теста будут записаны после ответа на последний вопрос и просмотра подтверждения об окончании теста. Если вы завершите тест перед последним вопросом и закроете страницу, данные не будут сохранены.
С другой стороны, творческое мышление связано не столько с логическими закономерностями, сколько с развитым ассоциативным мышлением и человеческим воображением. Все это можно развить с помощью специальных упражнений, которые являются еще одной важной составляющей курса.
«Креативное мышление и генерация идей» — Нетология
♀️ Краткий ускоренный курс может заинтересовать дизайнеров, менеджеров по продукту, специалистов в других областях, стремящихся развивать творческое мышление.
⏳ Продолжительность видеоуроков составляет всего 42 минуты, по окончании курса вам предстоит пройти заключительный тест.
Уроки будут посвящены:
- методы творчества,
- метод мозгового штурма,
- условия для генерации идей,
- техника отображения разума,
- техника свободных ассоциаций,
- свободное написание,
- дизайн-мышление.
Студенты по окончании учебы смогут:
- проявлять гибкость мысли в процессе решения конкретных задач,
- наслаждаться творчеством при работе в любой сфере,
- повышать и поддерживать мотивацию своих сотрудников, коллег,
- использовать на практике метод свободных ассоциаций, методы мозгового штурма, CRIZ, CRAFT.
ℹ️ Развивайте свои творческие способности с помощью этого короткого руководства. Вы познакомитесь с нестандартными подходами, знание и использование которых поможет вам как в повседневной жизни, так и в профессиональной карьере. Специалисты помогут вам «пошевелить» мозгом, освободиться, стать свободнее в своем мышлении.
Стоимость 790 руб.
Предварительная подготовка
Требуется обучение: не требуется.
4. Начните пользоваться второй рукой
Для большинства людей правая рука — лидер. Он более активен, используется чаще, выполняет движения быстрее и точнее. Правая рука контролируется левым полушарием мозга. Он также отвечает за наше аналитическое мышление. С другой стороны, воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект являются прерогативой правого полушария. Если вы иногда выполняете обычные домашние дела левой рукой, вы можете улучшить его работу и развить творческие способности. Левши тоже получат пользу от этого упражнения. Использование правой руки разбудит мозг и активирует его деятельность.
Свободное рисование само по себе является упражнением в творчестве. Подготовьте чистый лист, цветные карандаши и нарисуйте простой пейзаж. Лучше, если он будет состоять из несуществующих частей. После этого сделайте пятиминутный перерыв и повторите то же изображение, но другой рукой. Или возьмите карандаш в левую и правую руки и попробуйте изобразить бабочку, создав зеркальное отражение. Руки могут двигаться как одновременно, так и поочередно. Если вы не справляетесь с этой задачей, начните с чего-нибудь попроще — обведите уже подготовленные симметричные иллюстрации по пунктирным линиям.